Для чего нужна регистрация торговой марки?

Изображение Для чего нужна регистрация торговой марки?

Торговая марка является лицом компании. У потребителей фирменное изображение или слоган, определенный текстовый контент подсознательно ассоциируется с товарами или услугами, которые предоставляет конкретный производитель.

Почему важно зарегистрировать торговую марку? Товары и услуги, которые маркированы конкретным зарегистрированным торговым знаком, имеют определенную правовую защиту с целью обеспечения их уникальности и оригинальности по сравнению с прочими. Таким образом, производитель или компания по предоставлению услуг будет защищена от копирования своего продукта конкурентами.

В данном случае торговая марка выступает в качестве объекта интеллектуальной собственности. В связи с этим на нее возложены имущественные и неимущественные права. Что это значит?

Над разработкой торговой марки, ее дизайном, особенностями работает определенное физическое лицо или группа лиц. Дизайнеры, подчиняясь указаниям своего заказчика, выполняют работы, связанные с разработкой торговой марки. Они проводят ряд работ, направленных на улучшение узнаваемости товаров или услуг, продаваемых заказчиком.

Дизайнер обладает личными неимущественными правами по отношению к разработанной им торговой марке, как ее автор. То есть, торговая марка приравнивается к произведению изобразительного искусства, так как включает в себя создание уникального текста и изображения. Любой человек, даже не являющийся дизайнером, считается автором созданной торговой марки, если он принимал непосредственное участие в создании ее графического изображения. Таким образом, он имеет право препятствовать любой попытке изменения своего произведения, если это нанесет какой-либо вред его авторской репутации и достоинству.

Если владелец торговой марки решил самостоятельно или с помощью другого дизайнера изменить ее внешний вид, то он не имеет никакого права ссылаться на первоначального исполнителя, как на автора измененного проекта. Это будет считаться причинением ущерба его репутации.

Торговая марка должна быть зарегистрирована. Производитель должен получить Свидетельство на знак для товаров и услуг (далее – Свидетельство). В момент получения Свидетельства торговая марка становиться защищенной на законодательном уровне и получает определенные права. Подача заявления в уполномоченный орган еще не говорит о том, что торговая марка зарегистрирована, так как заявка может быть отклонена.

Получение Свидетельства на торговую марку делает владельца обладателем широкого круга прав:

— единоличное владение и распоряжение зарегистрированным торговым знаком;

— никто не имеет право пользоваться торговой маркой без согласия собственника;

— полная или частична передача права собственности на данную торговую марку;

— возможность ставить свою торговую марку на товар при осуществлении посреднической деятельности, в случае согласия производителей продукции;

— право делать рядом с торговым знаком соответствующую маркировку, которая предупреждает о том, что он зарегистрирован на территории Украины;

— владелец может использовать свою торговую марку при оформлении документации, при рекламации продукции, в интернете.

Торговая марка может наноситься владельцем на товары, которые он производит, сопутствующие предметы, например, упаковку, тару, этикетку, может быть использован в процессе предоставления услуг, направленных на рекламу и продвижение производимых товаров и услуг. 

Есть небольшой нюанс, который должен знать каждый владелец. Запрет использования торговой марки без согласия владельца действует только на тот перечень товаров и услуг, которые указаны в выданном Свидетельстве. В случае, когда торговая марка была использована для продвижения товара или услуг, которые не были указаны в Свидетельстве, то собственник не имеет права запрещать ее эксплуатацию.

Еще один не менее важный момент – уровень смешивания торговой марки. При обработке заявки на выдачу Свидетельства уполномоченный орган опирается на соответствующий нормативный документ «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства». В них прописано, что если поданное вами изображение при рассмотрении вызывает стойкую ассоциацию с другой торговой маркой, даже при наличии не похожих элементов, то оно является сходным. Есть корректировка и изложение собственного видения от Верховного Суда Украины, который при определении степени смешивания берет за основу графические элементы, вызывающие у потребителя определенные ассоциации. Текстовая или фонетическая схожесть торговых марок не имеет существенного значения, так как основный акцент делается на его визуализацию. Из этого следует, что внешний вид торговой марки имеет огромное значение и должен быть уникальным.

Процесс передачи прав на торговую марку осуществляется в письменной форме путем заключения договора. Существует возможность разрешить пользоваться торговой маркой другой компании с помощью франшизы (франчайзинга) или лицензионного договора. Данные действия возможны только в период действия Свидетельства. В случае, когда владельцем торговой марки выступает группа людей, то все действия должны быть согласованы между ними.

Что собой представляет франчайзинг? Довольно широко используемый вид договора в юридической практике, в результате подписания которого владелец разрешает использовать принадлежащую ему торговую марку на конкретной территории. Плюс данного договора в том, что его не надо официально регистрировать. Конечно, существует и минус. При заключении такого типа договора повышается репутационный риск компании, которая является владельцем торговой марки.

Как вывод: зарегистрированная торговая марка получает определенный уровень прав, что обеспечивает защиту уникальности товаров и услуг, предоставляемых компанией от аналогичных товаров и услуг конкурентов. И, если к торговой марке прилагается качественный продукт, то успех гарантирован.

Leave a Reply

Your email address will not be published.