Плюс один: новая причина для проверок Гоструда

Новая причина для проверок работодателей сотрудниками Гоструда

Новая причина для проверок работодателей сотрудниками Гоструда

Минюст стал инициировать передачу информации о должниках, уклоняющихся от уплаты алиментов по судебным документам, в Государственную службу по вопросам труда. Кроме борьбы с неплательщиками алиментов, таким образом выявляются работодатели, которые выплачивают заработную плату своим сотрудникам в конвертах.

Причина тому – более 10 тысяч обращений за 2018 год в Государственную исполнительную службу от родителей-получателей алиментов. Они располагают информацией о неофициальных доходах должников по алиментам, которые уклоняются от уплаты налогов и выполнения обязательств по алиментам.

Минюст и Государственная служба по вопросам труда подписали меморандум о сотрудничестве. Согласно его положениям, проводятся проверки должников и компаний, в которых они работают. Информацию о нарушениях в оформлении взаимоотношений между работодателем и сотрудниками Минюст передают в Госслужбу труда не позднее следующего рабочего дня. Если при проверке выявлен факт нарушения, то за каждого неустроенного сотрудника работодатель уплачивает штраф в размере 125 190 гривен. За сокрытие размеров реальной заработной платы, которое может квалифицироваться как злостное уклонение от выполнения обязательств по выплате алиментных сумм, лицо может быть привлечено к общественным работам от 80 до 120 часов, либо привлечено к исправительным работам сроком до 1 года, либо может быть лишено свободы на срок до 2 лет.

В случае привлечения к ответственности работодателя, проводится перерасчет задолженности по исполнительным документам об уплате алиментов. Если размер алиментов не указать в твердой сумме, то расчет производится из размера средней заработной платы по местному региону. В результате перерасчета размер задолженности может увеличиться либо уменьшиться.

Полномочия ревизоров

При наличии служебного удостоверения проверяющие имеют право без предупреждения проводить проверки предприятий, беспрепятственно входить в них в любое время суток и фиксировать случаи нарушения трудового законодательства.

Во время проверки сотрудники Госслужбы труда имеют право:

— входить без препятствий в административные, служебные и производственные помещения организаций всех форм собственности;

— истребовать документы, реестры, книги, журналы и другую документацию, которая содержит сведения и информацию по предмету проверки;

— опрашивать самостоятельно либо с привлечением свидетелей руководителей, сотрудников компании, требовать предоставить письменные либо устные пояснения;

— требовать выделения отдельного, изолированного помещения для проведения конфиденциальных бесед с персоналом по вопросам проведения инспекции.

В 2019 году проверок будет вдвое больше

Пристальное внимание в этом году будет уделено физическим лицам-предпринимателям.  Кроме того, Госслужба будет мониторить СМИ, социальные сети, телевидение и другие открытые источники информации для анализа информации о подозрениях в теневом трудовом устройстве людей. Законодательство дает право по итогам такого анализа проводить проверки. Полномочия инспектирующих лиц ограничены предметом проверки. Поэтому по прогнозам целью проведения проверки будет не конкретный работник, а вопросы трудоустройства сотрудников в компании и начисления зарплаты.

К чему быть готовым бизнесу

Нужно понимать, что не существует такого основания для проведения проверки, как «информация сотрудников государственной исполнительной службы».  В таких случаях можно отказывать в проведении проверки либо обжаловать действия сотрудников в судебном порядке.

Пока не будут внесены изменения в порядок проведения проверок, инспекции по таким основаниям имеют признаки незаконных, а потому проводятся без четких оснований. Обратите внимание, что в таких проверках не могут принимать участие сотрудники государственной исполнительной службы.

Альтернатива плановых проверок в бизнесе в Украине

С юридической точки зрения привлечь к штрафным санкциям предприятие можно только в случае нарушения законодательства.  Это можно сделать, только зафиксировав конкретные факты. Если при проверке работник, которого подозревают в неофициальном трудоустройстве, отсутствует на рабочем месте, нет официальных данных и документальных подтверждений трудоустройства сотрудников, не зафиксировано выполнение конкретного вида работ, то привлечь к ответственности работодателя невозможно. Соответственно, протоколы можно обжаловать и отменить в судебном порядке.

Чтобы применить штрафные санкции, нужно зафиксировать присутствие конкретного работника на рабочем месте, выявить документы о его трудоустройстве.

В силу вышесказанного, неплательщики алиментов для работодателей становятся повышенным фактором риска. Именно из-за них работодатель может быть привлечен к таким крупным штрафам. Вполне возможно, что в некоторых компаниях их постараются уволить, чтобы избежать негативных последствий. Но в большинстве случаев политика к сотрудникам со стороны работодателя будет формироваться индивидуальной ценностью и личными профессиональными навыками каждого сотрудника.

Наиболее вероятный сценарий – перед проверкой трудовой инспекции работники низкой квалификации будут уволены, а самые ценные документально официально трудоустроены. Проблема работодателя усугубляется тем, что у него может отсутствовать информация, кто конкретно является должником по уплате алиментов. И, хотя уже несколько лет функционирует единый реестр должников, разработанный Минюстом, население и работодатели еще недостаточно полноценно и эффективно работают с ним.

Пока нет ни одного отзыва

  • Привет, guest