Проверки личных счетов предпринимателей в Украине

Изображение Проверки личных счетов предпринимателей в Украине

В августе текущего года появилась новость о том, что государственная фискальная служба начала проверять личные счета физических лиц на предмет поступления денежных средств с последующим начислением налогов и штрафов.

Чтобы понять, есть ли повод для беспокойства, необходимо разобраться, какие права и полномочия есть у фискальной службы, что именно и каким образом она проверяет, какую информацию и в каком случае передаст фискальной службе банк, в котором открыт счет.

Прежде всего, можно не волноваться лицам, не зарегистрированным в качестве физического лица — предпринимателя. Периодические поступления на карту, даже если это доход от продажи каких-либо личных вещей, если эти продажи не носят постоянный характер, — не являются предпринимательской деятельностью и не требуют регистрации в качестве предпринимателя. Да и суммы, поступающие в таком случае на карточку, как правило, малы и, скорее всего, не вызовут интерес у фискалов.

Что же касается физических лиц – предпринимателей, особенно плательщиков единого налога на 2 группе, принимающих платежи от клиентов за товары, работы или услуги в процессе ведения предпринимательской деятельности на личную карту, тут есть определенный риск попасть под санкции ГФС. Поскольку зачастую личная карта предпринимателями используется с целью уменьшить суммы налогов.

Как же обезопасить себя предпринимателю? Для начала разберем, каким образом ГФС может получить нужную им информацию от банка. С целью получения информации сотрудники фискальной службы направляют в банк запрос, при этом банк может предоставить исключительно информацию о наличии либо отсутствии личного банковского счета у определенного физического лица-предпринимателя. Информация же о движениях по таким счетам является банковской тайной.

Полученные сведения от банка анализируются ГФС, которая может провести опрос предпринимателя. В этом случае ФЛП может отказаться давать какие-либо пояснения, сославшись на статью 63 Конституции Украины. Налоговики могут направить запрос непосредственно предпринимателю с требованием предоставить определенную информацию о карточных счетах на основании полученного ответа из банка о проведенных транзакциях. Кроме того, ГФС вполне может спровоцировать проведение налоговой проверки на основании полученного ответа на направленный запрос. Полномочия налоговой, специфика её работы установлены статьей 20 Налогового кодекса Украины, поэтому она может взаимодействовать с предпринимателем только установленными законодателем способами.

По результатам проверки ГФС могут быть сделаны выводы и принято решение о необходимости доначисления налогов. Предпринимателю в таком случае будет направлено налоговое уведомление-решение.

Предпринимателю необходимо максимально эффективно использовать время между вынесением налогового уведомления-решения и моментом, когда эта сумма будет считаться налоговым долгом.

Поэтому, очень важным шагом является обжалование такого решения ГФС. Обжаловать его можно как в административном порядке (путем подачи жалобы в ГФС Украины), так и в судебном порядке.

Во время обжалования решения налоговое обязательство считается несогласованным, и таким образом, сумма доначисления не является в этот момент налоговым долгом. Вследствие этого, личное имущество предпринимателя не будет находиться под арестом или в залоге, а значит его можно в этот период отчуждать.

Следует также четко понимать, что для того, чтобы ГФС могло принять решение о доначислениях и направить уведомление-решение, она в соответствии с действующим законодательством должна увязать несколько моментов.

Необходимо доказать сам факт приходной операции – реализации конкретного товара либо услуги и получение за это определенных денежных средств. Критически важным в данном моменте является назначение платежа. Если назначение платежа не указано, доказать, что это оплата за товар или услугу практически нереально. Получить выписку по счетам ГФС может либо от самого предпринимателя, либо от банка. Предприниматель может это сделать в добровольном порядке, либо может отказаться ее предоставлять. Банк такие данные выдает только через раскрытие банковской тайны и только в судебном порядке.

Учитывая, что наибольшее количество транзакций на карты проводилось через ПриватБанк, который фактически перешел в государственную собственность, то ГФС возможно будет получать сведения о транзакциях предпринимателей в упрощенном порядке.

Какие можно сделать выводы?

Вводимые меры неизбежно приведут к ситуации, когда ФЛП станут уходить в тень. В первую очередь будут страдать лица, которые имеют карточные счета и одновременно являются предпринимателями. Поэтому большинство будет стараться избавиться от статуса предпринимателя.

Вполне возможно, что сложный механизм получения информации ГФС приведет к изменениям в действующем законодательстве, чтобы она могла легально получать всю необходимую информацию в упрощенном варианте.

Можно констатировать тот факт, что предприниматели, в частности 2-ой группы, скорее будут нарушать кассовую дисциплину, чем сталкиваться с вышеописанной ситуацией. Кассовая дисциплина проверяется по факту, в момент присутствия представителей ГФС с необходимостью дальнейшего доказательства совершенных нарушений. Такой риск значительно ниже, а потому часть предпринимателей, возможно, станет работать только через наличные средства.

Открывать бизнес без регистрации ФЛП становиться менее проблематичным. Штраф в этом случае мизерный, а значит лучше заплатить штраф за ведение деятельности без государственной регистрации, чем находиться под страхом выдачи информации банком ГФС.

За какой период ГФС может доначислить налоги? Этот срок составляет 3 последних года, предшествующие проверяемому. Стоит обращать внимание на те перечисления, в которых чётко обозначено назначение платежа. Без этой информации ГФС невероятно сложно определить суть денежных операций, проводимых по карточным счетам и привязать их к хозяйственной деятельности.

Важно следить за общим объемом средств, которые поступают на счет. Чтобы избежать пристального внимания со стороны ГФС не следует принимать значительные платежи одной транзакцией, от одного предпринимателя и на счет одного ФЛП. Следует разбивать крупные суммы на более мелкие, проводить перечисления на счета нескольких предпринимателей.

Оставить комментарий